Сейчас на Семеновской площади торгуют представители 20 российских регионов, а также поставщики из Армении и Белоруссии. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, который посетил ярмарку в день открытия, в ближайшее время столица может полностью перейти на новый формат торговли - цивилизованное пространство, не уступающее современным супермаркетам в организации и контроле качества, но со значительно превосходящим их ассортиментом.
- Ярмарочная, фермерская торговля в Москве прошла большой путь - от самых примитивных прилавков, которые не были обеспечены надлежащим контролем, комфортом, до вот такой конструкции, которая включает в себя и холодильные камеры, и ветеринарный контроль, и возможность торговать здесь круглый год, в любую погоду, что немаловажно для Москвы и москвичей. Надеемся, что такой экспериментальный формат приживется, будет интересен и для тех, кто приезжает в Москву торговать: фермеров, представителей регионов, - заявил столичный градоначальник, отметив, что город почти полностью отказался от нецивилизованной торговли продуктами сельского хозяйства. Сейчас на Семеновском рынке есть оборудованные холодильные камеры, которые делают торговлю возможной в любую погоду и позволяют покупателям быть уверенными в качестве приобретаемой продукции.
Культура рыночных покупок существует в Москве давно, однако в течение долгих лет считалась уделом обеспеченных слоев населения - достаточно вспомнить бессмертную фразу из фильма о том, что «Я не могу покупать по рыночным ценам!». Сейчас это неактуально - часто на рынке за качественные и свежие овощи, мясо, фрукты или молочную продукцию попросят меньше, чем за фабричные товары в супермаркете.
Крытый павильон Семеновского рынка разделен на 67 отдельных торговых мест, где можно купить не только продукты первой необходимости, но и те лакомства, за которыми москвичи обычно спешат на рынок - свежие фрукты или, наоборот, сухофрукты, настоящие специи из южных стран, фермерские сыры, парное мясо любого вида или уже разделанную рыбу. Кто хочет настоящего меда - пожалуйста, на рынок. Кому интересны домашние соленья - туда же.
Напомним, что это не первый опыт превращения обычного продуктового рынка, которых наш город насчитывал десятки, в цивилизованное современное пространство - то, где приятно проводить время, а не только закупать продукты для семьи. Так, первым в этом списке стал Даниловский рынок, ныне превратившийся в модное гастрономическое пространство с ресторанным двориком, а сейчас ведутся работы по благоустройству Кунцевского и Черемушкинского рынков. Отличная торговая зона появилась на Багратионовском рынке, где жители продолжили покупать продукты у знакомых торговцев, но уже в аккуратно оформленном помещении непосредственно около вестибюля метро.
Если раньше сложно было угадать, что ждет на рынке, то сейчас в любом торговом павильоне столицы москвичи увидят одну и ту же картину - оформленные в едином стиле витрины, продавцов в униформе с единой символикой. Для тех, кто пришел с детьми, готовы специальные игровые комнаты - вместо того, чтобы водить малышей с собой по торговым рядам, теперь можно будет оставить их в отдельной комнате. Здесь же будет особое помещение для проведения творческих мастер-классов по кулинарии.
Фото: Кирилл Зыков/mskagency.ru
Фото: Кирилл Зыков/mskagency.ru
Другой стереотип, через который предстоит перешагнуть москвичам после открытия новых рынков, - это убеждение, что свежие овощи и фрукты можно покупать только в сезон, летом, а в другое время года обходиться солеными огурцами да компотами. На обновленных рынках приобрести овощи можно будет в течение всего года, причем по доступным ценам - их обеспечат производители из южных регионов страны. В этом состоит выгодное отличие новых торговых пространств от уже знакомых москвичам ярмарок выходного дня, работающих только с мая по сентябрь, - а также от супермаркетов, где овощи часто оставляют желать лучшего.
Как ранее рассказывали в столичном департаменте торговли и услуг, при проектировании новых современных рынков планируется брать в качестве примера известные рынки Европы - например, спроектированный Эйфелем рынок в Будапеште. Главная задача - превратить рынок из обычного места покупок в современное пространство, где можно провести время, попробовать новые продукты и научиться готовить новые блюда, отдохнуть всей семьей и даже, может быть, отметить день рождения или другой праздник на модном фудкорте.
Однако не стоит забывать и об экономических показателях. Согласно последним данным, Москва занимает первое место среди регионов по потреблению продовольствия - ежегодно в столице «съедают» 12 миллионов тонн продуктов. Из них более 990 тысяч тонн хлеба и других мучных изделий, более миллиона тонн мяса и более двух с половиной миллионов тонн молока и молочных продуктов и 863 тысячи тонн картофеля.